Интернет – друг или враг?
Республиканское родительское интернет-собрание – совместный проект Министерства образования и науки РТ и Общественного совета при Министерстве образования и науки РТ – в третий раз проходило в Казанском инновационном университете имени В.Г.Тимирясова.
19 января его участники обсудили актуальную тему – «Виртуальная жизнь ребенка: интернет – друг или враг?» В качестве модератора собрания выступила заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Лариса Сулима.
ИНТЕРНЕТ – ПЛОХОЙ «РОДИТЕЛЬ»
Открывая заседание, Лариса Сулима с сожалением отметила, что в начале года уже произошел случай детского суицида, тревожный сигнал пришел из Бурятии. «К сожалению, все эти трагические случаи обусловлены рядом проблем, которые окружают ребенка: в каких-то случаях это недосмотр со стороны родителей, отсутствие поощрения, должного внимания к проблемам, волнующим ребенка».
Основная проблема российской семьи сегодня – нехватка, а в некоторых случаях и почти полное отсутствие внутренней коммуникации. Вместо совместного обсуждения проблем члены семьи большую часть своего времени проводят в сети. Однако интернет – плохой родитель, и доверять ему воспитание безответственно и опасно. В такой ситуации ребенок ищет ответы на волнующие его вопросы не в семье, а в огромном мире, полном неправильных ответов. Выбрать из них верные – задача непростая, если ты находишься в стадии становления и у тебя нет четких ориентиров в жизни. И все же говорить об интернете как об источнике всех бед по меньшей мере необъективно. Как в сложившейся ситуации уберечь детей от явных и скрытых угроз сети и обеспечить информационную безопасность? Свои варианты решения вопроса предложили представители родительской общественности, специалисты и представители властных структур и общественных организаций.
Проректор по научной и инновационной деятельности Института развития образования Республики Татарстан Вера Герасимова подчеркнула важность совместного обсуждения роли медиасреды в нашей жизни. С одной стороны, это огромные возможности: расширение информационного поля, нашего сознания, инновации в образовании. С другой – угрозы: перенасыщение, фальсификация фактов и непрофессионализм, возможность манипуляции, в том числе – детьми и подростками. Интересно, что с возрастом частота использования интернета подростками растет. Эксперт связывает это с отсутствием взаимодействия между родителями и сверстниками. «Обсуждение в семье совместного опыта есть ресурс развития человека разумного», - подчеркнула спикер.
КИЛОБАЙТ ИНФОРМАЦИИ МЕНЯЕТ СУДЬБУ
О том, что видят дети в интернете, какие тренды и медиаперсоны популярны у молодежи, рассказала основатель Агентства брендинга, коммуникаций и социального проектирования ImCompany Анастасия Аксенова. Что волнует подростков 13-16 лет? «Согласно нашему исследованию, это далеко не школа, это не родители, это их сверстники, это их бурно меняющееся тело и это их психика, - поделилась наблюдениями спикер. Одну из основных ролей в формировании подростка играет интернет: дети копируют тренды за популярными блогерами, музыкантами и сообществами. Не будем приводить названия самых популярных пабликов, отметим лишь, что наиболее расхожая тематика, согласно исследованию спикера: «аморальный юмор», «новости и мемы про рэп и блогеров», «контент 18+». «Стеб» и травля в популярных пабликах направлены на многие объекты: религиозную и национальную принадлежность, сексуальную ориентацию, родителей. Коснулась Анастасия Аксенова и печального тренда: массовое убийство в американской школе «Колумбайн» послужило поводом для колоссального количества сообществ с картинками на тему трагедии.
«С кем мы сегодня воюем? Мы думаем, что воюем с личностями детей. На самом же деле мы воюем с естественной эволюцией человека и с гормонами, - отметила в докладе спикер. – Их надо учить защите даже не от интернета, а от самих себя». По словам Анастасии Аксеновой, подростки очень сильно зависят от коллективного мнения, и когда они собираются, у них есть понятие «синдром соглашательства»: даже если подросток против, то под воздействием окружения он согласится на какой-то отрицательный поступок. По мнению Анастасии Аксеновой, детям необходимо дать знание о том, как функционирует мозг, «как буквально килобайт информации может изменить твою судьбу».
6 ПРАВИЛ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОДРОСТКАМИ
Об опасных интернет-играх и способах противодействия им рассказала доцент КИУ, практикующий психолог Маргарита Филатова-Сафронова. Начиная с января 2017 года интернет сотрясают новости о «группах смерти» - закрытых сообществах в социальных сетях, которые тем или иным способом подталкивают детей и подростков к суициду. «Оказалось, то, чем нас пугали, носит название ARG (alternative reality gaming») - это своеобразный гибрид городского квеста и реалити-шоу: участники регистрируются и получают от администраторов задания. Были как безобидные, так и смертельные игры, задачи в которых более жестокие, - поясняет психолог. – Городские власти и организации взяли под контроль как организацию, так и деятельность этих игр».
Новый год принес нам новые печальные факты: группы смерти сменились группами убийств. 15 января в Пермской школе произошло преступление с участием подростков. Похожий трагический случай повторился на днях в Улан-Удэ. Мотивы преступления до конца не изучены: либо в основе была личная неприязнь, либо это было актом показательной мести. И здесь снова всплывает «Колумбайн»: один из участников преступления состоял в группе, посвященной массовому убийству в американской школе. Следует отметить, что подобные группы распространились сейчас в большом количестве. Многие их участники относятся к предмету с иронией, но есть и те, кто считает произошедшую трагедию актом возмездия, а преступников – героями. «Колумбайнеры определяют себя так: это люди, которых незаслуженно обижают, травят. Это нерастраченное возмездие подолгу в них копится и в итоге может толкнуть их на совершение подобных действий, - говорит Маргарита Филатова-Сафронова. – Где же искать ключ к проблемам подросткового возраста? По мнению выдающегося психолога Л.С.Выготского, его нужно искать в области интересов ребенка. В возрасте, когда мировоззрение подростка начинает меняться, он может пересмотреть свое отношение ко многим запретам и нормам. Это естественный процесс, к которому нужно относиться с вниманием, но без излишнего давления. Конечно, в каких-то ситуациях будут правы родители, но не всегда, и нужно это признать. И если это происходит, тогда ребенок сможет понять, кто он, какие у него ценности и что его ждет в дальнейшем». Психолог порекомендовала шесть правил в отношениях с подростками:
1. Обращать на подростков внимание.
2. Быть честными (даже в мелочах).
3. Доверять.
4. Позволять «бунтовать».
5. Признавать правоту подростков.
6. Любить!
В заключение заседания заместитель декана психологического факультета КИУ Надежда Ванюхина ответила на вопросы родителей и вывела основные признаки интернет-зависимости: «Когда ребенок забывает о своих договоренностях, домашних делах, об учебе и только сидит в интернете. Самый плохой признак – когда действия в реальности нарушаются из-за интернета». По словам преподавателя, дети дошкольного и младшего школьного возраста в этом отношении более управляемы, в отличие от подростков, для которых авторитет взрослого значительно ниже. Когда ребенок подрастет, вам придется найти ту группу, где будут говорить правильные вещи и подкидывать их подростку. Подытоживая, Надежда Ванюхина провела параллель в истории, когда о минусах и плюсах автомобиля возникали такие же споры, как сейчас об опасностях интернета: «Выработали правила, выработали этику, четкие возрастные ограничения – что и как надо делать с автомобилем. Точно так же мы должны поступить сейчас и с интернетом: принять этику и правила и четко их транслировать. Тогда мы будем от интернета получать только удовольствие, как от автомобиля».
Максим ШУБИН