• Виктор Павлович Малков – главный учитель юристов

    Виктор Павлович Малков – главный учитель юристов

  • Скелет у медузы, или как не дать украсть миллиард

    Скелет у медузы, или как не дать украсть миллиард

  • Возможно ли применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» для физических лиц (самозанятых) в сфере такси?

    Возможно ли применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» для физических лиц (самозанятых) в сфере такси?

  • Марат Нуриев: «Благоустроенный двор – это не только предмет гордости его жителей, но и вложение в свой капитал»

    Марат Нуриев: «Благоустроенный двор – это не только предмет гордости его жителей, но и вложение в свой капитал»

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

 

 

razdelitel

Зульфия Шакирова: «В прокуратуру Республики Татарстан в 2018 году поступило более 1000 обращений о нарушениях в сфере земельных правоотношений»

На очередном заседании редакционной коллегии журнала «Хокук hәм хәят – Право и жизнь в Татарстане», состоявшейся в конце прошлого года, обсуждался макет следующего номера журнала. И в ходе беседы дискуссию вызвал вопрос, касающийся земельного законодательства, а именно – вопросы межевания.

 В связи с этим мы обратились к Зульфие Шакировой, старшему прокурору отдела № 4 управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Татарстан, советнику юстиции, для того, чтобы понять, насколько тема соблюдения законности в сфере исполнения земельного законодательства является актуальной на сегодняшний день.

shkirova- Зульфия Миннигараевна, скажите, пожалуйста, поступают ли в прокуратуру обращения от граждан с просьбой защитить их нарушенные права в сфере земельного законодательства?

- В прокуратуру республики в 2018 году поступило более 1000 обращений, содержащих сведения о нарушениях в сфере земельных правоотношений. Значительная часть указанных обращений поступила от граждан пожилого возраста, использовавших свои земельные участки на протяжении многих лет. Так, в частности, в обращениях граждане ссылаются на то, что в связи с изменением норм земельного законодательства, а также вследствие допущенных кадастровыми инженерами ошибок при проведении межевания земельных участков возникли расхождения между данными, внесенными в Росреестр до проведения процедуры межевания, и данными, представленными кадастровыми инженерами по результатам проведенного межевания. Указанное привело к возникновению многочисленных земельных споров, в том числе судебных. Суды, основываясь на данных, представленных кадастровыми инженерами, которые получены посредством топографической съемки земельного участка, выносили решения о сносе объектов недвижимости.

- Редакции известно, что прокуратурой республики тщательно изучена проблема в сфере земельных правоотношений. Что удалось выяснить?

- По имеющейся информации значительная часть земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не имеет точного описания границ, работы по описанию границ участков выполнены без координат или с использованием координат низкой точности. В основном это стало возможным в связи с введенной в 2006 году Дачной амнистией, позволившей оформлять в упрощенном порядке права на земельные участки с декларированной площадью, а также по причине несовершенства использовавшегося при проведении землеустроительных работ измерительного оборудования.

- К чему приводит отсутствие сведений о границах земельных участков или наличие сведений о границах земельных участков, не соответствующих требованиям, установленным законодательством?

- Это прежде всего затрудняет гражданский оборот объектов недвижимости, не позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления осуществлять рациональное и качественное управление и распоряжение земельными ресурсами, увеличивает риски приобретателей прав на земельные участки в части возможных земельных споров в суде.

В целях решения данных проблем Федеральным законом от 22.12.2014 № 447-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в настоящее время – Федеральный закон «О кадастровой деятельности») и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающие нормы, направленные на реализацию мероприятий по определению (уточнению) границ земельных участков и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об этих границах, а также сведений о местоположении зданий, сооружений путем проведения комплексных кадастровых работ.

- В чем заключается главная особенность этого механизма?

- Это проведение кадастровых работ не точечно, по одному земельному участку, а комплексно в отношении всех земельных участков в кадастровом квартале. В результате происходит одновременное уточнение большой группы смежных земельных участков, что значительно снижает риск кадастровых ошибок, осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, обеспечиваются образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, а также исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости. Уточнение границ имеет важное значение, прежде всего в населенных пунктах, дачных и садовых товариществах, а также на территориях, где существует потребность в интенсивном гражданском обороте недвижимости.

- Кто является заказчиком комплексных кадастровых работ?

- Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа выступает в качестве заказчика. Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета.

Федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 № 903 (ФЦП), предусмотрено мероприятие № 25 «Проведение комплексных кадастровых работ», запланированное за счет предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с 2017 года. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в 2017 году подписала соглашения о предоставлении субсидий на проведение комплексных кадастровых работ с тремя пилотными регионами – Республикой Тыва, Астраханской и Белгородской областями.

По результатам выполнения комплексных кадастровых работ кадастровыми инженерами подготавливается карта-план территории, содержащая необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ. Согласование местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется формируемой органом местного самоуправления согласительной комиссией, к компетенции которой отнесены рассмотрение возражений заинтересованных лиц, подготовка заключения о результатах рассмотрения возражений заинтересованных лиц, оформление акта согласования местоположения границ.

- В чем заключается задача согласительной комиссии?

- Подобный орган призван помочь правообладателям участков урегулировать возможные споры в досудебном порядке, в том числе путем доработки карты (плана) территории. Если этого не удается сделать, предложенная кадастровым инженером граница (часть границы) фиксируется как спорная.

Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления муниципального района или городского округа и карты-плана территории. В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся также сведения о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной
комиссии.

- Могут ли правообладатели земельных участков по собственной инициативе провести кадастровые работы и уточнить внесенные в Единый государственный реестр недвижимости границы?

- Да, безусловно, они это вправе сделать, а также правообладатели земельных участков могут разрешить свой спор с соседом в судебном порядке, используя при этом сведения, включенные в карту (план) территории, и сведения Единого государственного реестра недвижимости.

- Проводились ли в нашей республике комплексные кадастровые работы?

- По имеющейся информации, несмотря на то, что вышеуказанный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2015 года, на территории республики комплексные кадастровые работы до настоящего времени не проводились, заявка в Росреестр о выделении средств из федерального бюджета на проведение комплексных кадастровых работ не направлялась. В связи с этим прокуратурой республики направлены запросы в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан о предоставлении подробной информации по указанному вопросу. В случае установления фактов бездействия со стороны соответствующих должностных лиц будет рассмотрен вопрос о принятии мер прокурорского реагирования.

- Вправе ли регистрирующий орган самостоятельно вносить исправления в Единый государственный реестр недвижимости?

- Статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена процедура исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков по инициативе органа регистрации прав. Так, орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. По истечении шести месяцев со дня направления решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в соответствии с Порядком изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943. В течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки, рассматриваются в судебном порядке.

Управлением Росреестра по Республике Татарстан в настоящее время эта работа ведется.

- Какие причины способствуют возникновению реестровой ошибки?

- Одной из таковых причин является недостаточная квалификация кадастровых инженеров. По имеющимся данным в республике осуществляют деятельность более 800 кадастровых инженеров.

Федеральным законом от 30.12.2015 № 452-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (в настоящее время – Федеральный закон «О кадастровой деятельности») и ст. 76 Федерального закона «Об образовании» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров. Кадастровым инженером может быть физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. В связи с этим отдельные функции регулирования в области кадастровых отношений переданы саморегулируемым организациям (СРО) кадастровых инженеров и национальному объединению СРО кадастровых инженеров.

- Какую ответственность несут кадастровые инженеры за допущенные ошибки?

- За совершение нарушений, допускаемых кадастровыми инженерами, предусмотрена административная ответственность (ст. 14.35 КоАП РФ). Дела по этим статьям может возбуждать только прокурор. В 2018 году к административной ответственности привлечены 27 кадастровых инженеров, штрафные санкции составили более 700 тысяч рублей.

СРО, в свою очередь, также могут привлечь к дисциплинарной ответственности кадастровых инженеров за допущенные ошибки.

Что касается возмещения убытков, причиненные действиями (бездействием) кадастрового инженера заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам, то они возмещаются за счет страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера.

    Беседовала
Айгуль ЗИГАНШИНА.

Из зала суда

vahitov 3

Прокурор разъясняет

  • О вселении в квартиру гражданина без согласия сособственника

    Я и моя сестра являемся собственниками двухкомнатной квартиры на праве долевой собственности. Моя сестра без моего согласия вселила в указанную квартиру сожителя. Что мне делать?

     
  • Об истребовании спорного земельного участка

    Моя мать подарила мне земельный участок, который ранее был передан ей в собственность исполнительным комитетом муниципального образования для личного подсобного хозяйства. Приговором суда глава исполнительного комитета муниципального образования привлечен к уголовной ответственности по факту выдачи фиктивной выписки о наличии у моей матери права собственности на данный земельный участок. Прокурор обратился в суд с иском об истребовании у меня спорного земельного участка. Правомерны ли действия прокурора?

     
  • Я обратился в суд

    Я обратился в суд с иском о восстановлении на работе. Суд иск удовлетворил, а также взыскал с работодателя в мою пользу заработную плату за время вынужденного прогула. Но ответчиком решение суда обжаловано в апелляционном порядке со ссылкой на то, что на момент вынесения решения трудовой договор, заключенный между работодателем и мною на определенный срок, прекратил свое действие. Имеет ли значение при разрешении данного спора истечение срока действия трудового договора?

     
  • Компенсация за жилье

    Можно ли получить средства материнского капитала, если семья уже построила дом?

     
  • Компенсация за неиспользованные отпуска

    В мае 2016 года я был уволен по собственному желанию, однако работодатель не выплатил мне компенсацию за неиспользованные отпуска с 2004 по 2014 годы, мотивировав это тем, что выплате подлежит лишь компенсация за неиспользованные отпуска последних 2 лет работы. Правомерно ли это?

     
  • Про материнский капитал

    Возможно ли погашение материнским капиталом кредита, полученного в рамках программы «Молодая семья»?

     
  • Если я не заключил договор

    Если я не заключил договор с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО), почему я должен платить? Будут ли льготы по оплате услуги по сбору и вывозу мусора? Куда обращаться, чтобы их получить?

Электронные версии

el versii 2

 

Полезные ссылки

prok rt

rt uslugi

u dom

kui mvd