• Начальник КЮИ МВД России генерал-майор полиции Ф.К.Зиннуров – ректор года 2023!

    Начальник КЮИ МВД России генерал-майор полиции Ф.К.Зиннуров – ректор года 2023!

  • Цифровая революция в искусстве – переход к новой реальности

    Цифровая революция в искусстве – переход к новой реальности

  • 1
  • 2

 

 

razdelitel

Конституция Республики Татарстан: К 30-летию со дня принятия

Конституция Республики Татарстан принята в 1992 году и сыграла важную роль в становлении обновленной республики. Основной закон позволил пройти этот непростой путь без резких социальных потрясений, обеспечил стабильность и межнациональный мир, духовное и нравственное возрождение, сохранение культурно-исторического наследия.

Эффективная политика руководства республики, созидательность татарстанцев, ощущающих сопричастность к общим достижениям, предопределили передовые позиции Татарстана, лидерство по многим ключевым социально-экономическим параметрам. Эти преобразования были бы невозможны без учета опыта прошлого, при разрыве взаимосвязей с многолетней историей татарстанской государственности. 2022 год является годом 30-летия Конституции Татарстана, что служит поводом для переосмысления истории конституционно-правового развития республики.

ks rt 2

Принятие советских татарстанских конституций каждый раз знаменовало собой новый этап в развитии советского социалистического государства и являлось существенным фактором активизации многонационального народа Татарстана. Проект Конституции Татарской ССР 1926 года, а также Конституции ТАССР 1937 и 1978 годов стали в итоге основой для принятия действующей Конституции Татарстана, послужили правовой базой для создания нормативных актов республики.

Первой значимой датой для конституционно-правового регулирования в период современной татарстанской государственности можно назвать 13 марта 1926 года, когда на пленарном заседании VI Всетатарского съезда Советов был принят проект Конституции Татарской ССР. К главным юридическим источникам появления проекта Конституции 1926 года следует отнести Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 года, Резолюцию III Всероссийского съезда Советов о федеральных учреждениях Российской Республики 1918 года, Конституцию РСФСР 1925 года, Декрет ЦИК и СНК Автономной Татарской ССР о реализации татарского языка 1921 года, Положение о Татарском ЦИК 1924 года.

Согласно проекту Конституции 1926 года Татарская ССР провозглашалась социалистическим государством рабочих и крестьян, входящим в состав РСФСР на условиях федерации, а вся власть в пределах Татарской ССР принадлежала Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Носителем верховной власти провозглашался съезд Советов Татарской ССР, а в период между съездами – Центральный Исполнительный Комитет Татарской ССР.

Труд признавался обязанностью всех граждан республики. Гражданам республики предоставлялась свобода совести, свобода выражения своих мнений, свобода собраний, свобода союзов. Государство обязывалось предоставить всем трудящимся полное, всестороннее и бесплатное образование.

Проект Конституции 1926 года в итоге не был утвержден ВЦИК РСФСР и съездом Советов РСФСР, а деятельность Татарской Автономной ССР осуществлялась в соответствии с Конституцией СССР 1922 года и Конституцией РСФСР 1925 года, а также законодательными актами, принятыми в Татарской АССР.

Такая ситуация в политической жизни Татарстана стабильно сохранялась вплоть до 1937 года, когда появилась первая Конституция Татарской АССР, официально ставшая Конституцией республики советского периода. Она была принята XI Чрезвычайным съездом Советов ТАССР 25 июня 1937 года и утверждена III сессией Верховного Совета РСФСР 2 июня 1940 года. Конституция завершила важнейший период в становлении татарстанской государственности и воплотила в себе итоги развития республиканского законодательства.

Конституция Татарской АССР 1937 года состояла из 11 глав и 114 статей. Согласно ее положениям республика провозглашалась Татарской Автономной Советской Социалистической Республикой – социалистическим государством рабочих и крестьян. Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика входила в состав РСФСР на правах автономной республики. Конституция устанавливала, что вся власть в Татарской АССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

ks rt 1

Наиболее важные нормы были собраны в отдельную главу под названием «Государственное устройство», появилось положение о гражданстве ТАССР, о праве организовывать собственные судебные органы, о предметах ведения высших органов государственной власти и управления республики. В качестве законодательного органа республики Конституция утвердила Верховный Совет во главе с Президиумом. Высшим органом государственной власти ТАССР являлся Верховный Совет ТАССР.

На сессиях Верховного Совета, которые созывались систематически вплоть до 1995 года, когда в результате реформирования представительных и исполнительных органов государственной власти Верховный Совет был преобразован в Государственный Совет Республики Татарстан, обсуждались важнейшие политические и социально-экономические вопросы.

Конституция Татарской АССР 1937 года предоставляла право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на образование, а женщине – равные права с мужчиной. Религия отделялась от государства и образования. Защита отечества являлась священным долгом каждого гражданина Татарской АССР. Конституция гарантировала свободу слова, свободу печати, свободу собраний и митингов и свободу уличных шествий и демонстраций. Согласно Конституции Татарской АССР 1937 года законы, принятые Верховным Советом Татарской АССР, публиковались на татарском и русском языках за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета Татарской АССР.

Конституция 1937 года в своем неизменном виде действовала на протяжении сорока лет.

31 мая 1978 года на внеочередной девятой сессии Верховного Совета ТАССР была принята новая Конституция ТАССР, которая стала последней принятой в советский период. В соответствии с Конституцией 1978 года ТАССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.

Впервые в Конституцию была введена Преамбула, согласно которой народ Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, руководствуясь идеями научного коммунизма, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа, в соответствии с Конституцией Союза ССР и Конституцией РСФСР принимал и провозглашал данную Конституцию.

Согласно Конституции вся власть в ТАССР принадлежала народу, который осуществлял государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу ТАССР. Все другие государственные органы были подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Впервые было закреплено право граждан ТАССР на жилище. В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин ТАССР являлся гражданином РСФСР и СССР.

Провозглашение политики гласности и необходимость в новой политической реформе, возникшие в начале 90-х годов, неизбежно вели татарстанское общество к росту гражданской активности. В таких политических условиях начал работу Верховный Совет республики двенадцатого созыва, в результате которой 6 ноября 1992 года была принята действующая Конституция Республики Татарстан.

Ее принятию предшествовало проведение 21 марта 1992 года референдума по вопросу статуса республики во взаимоотношениях с Российской Федерацией. Итоги референдума, Декларация о государственном суверенитете от 30 августа 1990 года и опыт советского конституционного строительства легли в основу разработки новой Конституции Татарстана.

В мае 1992 года на X сессии Верховного Совета Республики Татарстан состоялось первое чтение проекта Конституции Республики Татарстан. На рассмотрение постоянным комиссиям Верховного Совета было предложено три проекта Конституции. Первый проект был представлен первым Президентом Татарстана М.Ш. Шаймиевым, второй проект был представлен группой «Движение демократических реформ», третий проект – от группы депутатов «Народовластие». Проект Конституции, который был представлен Президентом, прошел общенародное обсуждение, и предложения о поправках поступали только на этот проект. Конституционной комиссией были рассмотрены более пятисот поправок, поступивших от народных депутатов.

Принятие в ноябре 1992 года Конституции нового демократического Татарстана неразрывно связано с принципиальной позицией Президента М.Ш. Шаймиева, который в период разработки Основного закона являлся руководителем Конституционной комиссии, а затем и согласительной комиссии по доработке проекта. Проект Конституции стал предметом острой дискуссии представителей различных политических сил. Вносились предложения повременить с принятием Конституции, отложить его на более поздний срок, что грозило продолжением правовой неопределенности и нестабильности в обществе. Потребовалась политическая воля и выдержка Президента республики, его умение находить приемлемые компромиссы и добиваться согласованных решений, в результате чего и была принята Конституция Татарстана, определившая дальнейший путь его развития.

Конституция Республики Татарстан была введена в действие Законом Республики Татарстан от 30 ноября 1992 года № 1665-XII «О порядке введения в действие Конституции Республики Татарстан». Текст Конституции был опубликован в газете «Советская Татария» от 12 декабря 1992 года № 246-247.

Всего, по состоянию на 1 сентября 2022 года, поправки в текст Конституции вносились 17 раз. Значительные изменения Основной закон претерпел в результате принятия Закона Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан», в связи с чем Конституция Республики Татарстан была изложена в новой редакции.

Действующая Конституция содержит основные принципы, на которых базируется современный Татарстан: демократическое правовое социальное государство – субъект Российской Федерации. Конституционное закрепление таких новых институтов, как президентство, органы парламентского представительства, конституционное судопроизводство, местное самоуправление позволило Татарстану эффективно решать задачи трансформации политических и социально-экономических отношений в качественно новое состояние. Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее развитие республики напрямую зависят от укоренения конституционных принципов в правосознании граждан и реализации норм Конституции. Как справедливо отметил действующий Президент Татарстана Р.Н. Минниханов, «знать и уважать Конституцию, действовать по Конституции – дело не только органов власти, но и всех татарстанцев и институтов гражданского общества. Это – залог развития и процветания родной республики и всего нашего Отечества».

Добавить комментарий

Из зала суда

vahitov 3

Прокурор разъясняет

  • О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием

    Согласно Федеральному закону от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» иностранными агентами будут признавать всех, кто получает иностранную поддержку и (или) находятся «под иностранным влиянием в иных формах». Сейчас обязательным является только факт иностранного финансирования.

     
  • Управление транспортными средствами несовершеннолетними

    Согласно положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами категории «M» (мопеды и легкие квадрициклы) и подкатегории «A1» (мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт) предоставляется лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Российские национальные водительские удостоверения выдаются указанным лицам, сдавшим квалификационный экзамен и предоставившим медицинское заключение.

     
  • Что такое пожертвование?

    В силу ст.582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса (это субъекты Российской Федерации и муниципальные образования).

     
  • Исполнительский сбор: размер и порядок установления

    Согласно статье 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, которое судебный пристав-исполнитель вправе наложить в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.

     
  • Об уголовной ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним

    За продажу алкоголя несовершеннолетним предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

     
  • Подлежат ли возврату деньги, по ошибке переведенные на чужую карту?

    Приобретенное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату.

     
  • Срок предъявления продавцу требования по недостатку приобретенного товара

    В соответствии со статьей 19 Закона РФ № 2300-1 Закона РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» если гарантийный срок, срок службы или срок годности товара установлены, то по общему правилу вы вправе предъявить продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требования по недостаткам товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

     
  • Кто не попадает под сокращение штатов

    Кто имеет преимущественное право на оставление на работе при сокращении штатов?

Электронные версии

el versii 2

 

Полезные ссылки

prok rt

rt uslugi

u dom

kui mvd