Киберспорт: правовые аспекты и вызовы современности

Что такое киберспорт? Признан ли он в россии? Как регулируется правовыми нормами? Разберемся здесь и сейчас.

Что такое киберспорт?

В уставе Общероссийской общественной организации «Федерация компьютерного спорта России» дано следующее определение: киберспорт – (компьютерный спорт, е-спорт, электронный спорт (англ. cybersport, e-Sport, electronic sport) – вид соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям на основе компьютерных и/или видеоигр, где игра предоставляет среду взаимодействия объектов управления, обеспечивая равные условия состязаний человека с человеком или команды с командой. По сути киберспорт – это интеллектуальные дисциплины, а соревнования по ним проходят в виртуальном пространстве. Киберспортивные дисциплины делятся на несколько основных классов, которые различаются свойствами пространств, моделями, игровыми задачами и развиваемыми игровыми навыками киберспортсменов:

  • Шутеры от первого лица
  • Стратегии реального времени
  • Авто- и авиа-симуляторы
  • Командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры

На данный момент развития киберспорта выделяют топ-5 (данные с сайта e-Sports Earnings) кибердисциплин с крупнейшими призовыми фондами:

kibersport 1

Россия первая!

Для многих окажется удивительным факт того, что Российская Федерация была первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта в 2001 году. Но чиновники через несколько лет отменили принятое решение из-за недостаточного развития данного вида спорта в регионах. С 2009 года ФСК России оказывала поддержку и помощь российским сборным выезжать на различные международные чемпионаты. В июне 2016 года Министерство спорта РФ вернул киберспорту официальный статус. Многие пользователи интернета считают, что через несколько лет киберспорт обгонит по популярности футбол. Российские футболисты не так часто радуют болельщиков, чего не скажешь о киберспортсменах, которые одерживают победы на международных соревнованиях.

kibersport 1

Что насчет закона?

В 2018 году была утверждена программа развития вида спорта «компьютерный спорт» в России (Приказ Министерства спорта РФ от 13.11.2017 №468). Программа была рассчитана на 2 этапа: 1 – 2018-2019 гг. 2 – 2020-2021гг. (то есть на 4 года). Цели были поставлены следующие: выйти на уровень ведущих команд мира, добиться завоевания побед российскими спортсменами на крупнейших международных соревнованиях по киберспорту; обеспечить стабильную работу системы подготовки спортивного резерва для сборных команд по компьютерному спорту; создать единую систему отбора наиболее одаренных спортсменов для обучения и тренировки в федеральных и региональных центрах подготовки спортсменов при межведомственном взаимодействии с системой образования; увеличить количество занимающихся видом спорта в системе подготовки спортивного резерва; создать основы для регулярного обновления нормативно-правовой базы, отвечающей потребностям развития компьютерного спорта; создать систему научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения компьютерного спорта; создать федеральные и региональные центры компьютерного спорта, в том числе на базе образовательных учреждений; улучшить развитие компьютерного спорта в мире, обеспечить лидирующие позиции России как в достижениях спортсменов, так и в методической и организационной сферах компьютерного спорта; сформировать стандарты подготовки спортсменов, проведения и освещения соревнований, профессиональную сферу компьютерного спорта.

kibersport 3kibersport 4

Правила киберспорта, согласно приказу Минспорта. 

Правила вида киберспорта приняты относительно недавно и утверждены приказом Минспорта России от 09.10.2017 №881. Настоящими правилами установлены технические требования к инвентарю компьютерного спорта.

Так инвентарем компьютерного спорта являются сам компьютер, монитор, планшет, консоль, игровая программа (видеоигры), устройства, необходимые для общения спортсменов, устройства ввода-вывода, джойстик и другие технические средства.

Состав инвентаря определяется дисциплиной либо видом программы соревнования (используемой видеоигрой), либо, в случае возможности выбора, регламентом соревнований.

На сегодняшний день киберспорт включает в себя несколько дисциплин, а именно – стратегия реального времени, боевая арена, технические симуляторы и соревновательные головоломки.  

Стратегия реального времени – это компьютерная игра, где две команды развивают свою цивилизацию, добывают полезные ископаемые, совершенствуют города, армию. Целью стратегии реального времени является ликвидация противника.

Симуляторы могут быть – «имитаторы», механические или компьютерные, «имитирующие» управление каким-либо процессом, аппаратом или транспортным средством.

Из определения симулятора в Правилах усматривается, что симуляторы могут быть технические и спортивные.

Симулятор технический – симулятор управления транспортной, боевой и спец-техникой (в том числе: танковый симулятор, авиационный симулятор, автомобильный симулятор);

Спортивный симулятор (симулятор спортивной игры) – симулятор спортивной игры, воссоздающий спортивную игру на арене (в игровой вселенной) с помощью компьютерных программ, создающий видеоплощадку для соревнований по правилам вида спорта, признанного в установленном порядке (в том числе: симуляторы футбола, шахмат, шашек, спортивного бриджа, го, хоккея и т.д.).

Под соревновательной головоломкой понимается – спортивная дисциплина компьютерного спорта, жанр видеоигр, в которых игроки сталкиваются с непростыми задачами, для решения которых, требуется выполнение действий в уме, сообразительность, и результат зависит от скорости мышления и качества знаний стратегии и тактики игры.

kibersport 5

Киберспорт – будущее, которое уже наступило?

Раньше компьютерные игры считались простой детской забавой. Сейчас множество людей разной возрастной категории тратит время на то, чтобы развить свои навыки в той или иной игре. Киберспорт стремительно развивается в России, привлекает новых спонсоров и, вполне очевидно, что обязательно займет почетное место в мире спорта. И хоть многие люди играют в видеоигры просто на любительском уровне, достойные представители профессионального разряда появляются в России все чаще.

kibersport 6

Говоря о любителях и профессионалах, я задала несколько вопросов двум людям, играющим на разных уровнях.

- Расскажи, пожалуйста, как долго ты занимаешься киберспортом? Ты играешь, как любитель, как начал развиваться в этой области?

- Думаю, в 2019 году начал активно играть, это приносит определенное удовольствие. Особо не стремлюсь к какому-то серьезному развитию, мне нравится играть, если захотеть добиться определенных вершин, можно начать зарабатывать, но нет, не хочу этого.

- Может, тебе наиболее интересны какие-то конкретные виды игр? Почему?

- Dota 2. Она интереса своей стратегией. По сути, это как шахматы, только сложнее. Ты не один играешь, а еще с 4 людьми. В Доте всегда большие призовые на турнирах, да и сами соревнования проводятся куда чаще, чем в остальных играх. За ними тоже слежу, интересно и можно научиться чему-то новому.

- Что, по твоему мнению, отличает обычного любителя компьютерных игр от профессионального киберспортсмена?

 - Ну, как мне кажется, киберспортсмен – это уже профессия, где люди работают над своей игрой, оттачивают свои навыки, всегда учатся новому, так сказать, «повышают квалификацию». Любители, на своем примере скажу, отдыхают во время игры и не задумываются о карьере в этой сфере.

- Как считаешь, нужно ли регулировать киберспорт различными правовыми актами и законами?

 - На сколько знаю, он и так регулируется. Вводить какие-либо новые законы, думаю нет смысла. Такую огромную сферу деятельности и так сложно контролировать из-за того, что она находится в интернете. Но можно было бы построить школы для обучения киберспорту, это было здорово. Хотя все же, в наше время для большинства игры остаются играми.

(Разговор с любителем игр Эрдэни).

- Я знаю, что ты играешь на достаточно профессиональном уровне, как пришел к этому? Как проходил твой путь развития?

- Начинал как любитель, играл с друзьями, созваниваясь по Discord, просто приятно и весело проводя время. Я играю где-то 5-6 лет, но всегда есть, куда стремиться и расти. Все также с друзьями стали играть на разных LAN-турнирах, нас стали замечать, мы стали получать приглашения на различные, не особо масштабные, но важные для нас турниры.

- Какие виды игр тебе наиболее интересны и почему?

- Мне больше нравятся игры в жанре MOBA (Multiplayer Online Battle Arena (многопользовательская онлайновая боевая арена)). Там нужно всегда думать, быть на шаг впереди своего врага, малейшая ошибка может привести к поражению, приходится учиться на ошибках и исключать их из своей игры. Это круто, когда нужно «шевелить извилинами», точно не станешь глупее.

- Что отличает тебя от простых любителей игр?

- Играя на профессиональном уровне, я трачу много времени на обучение, на анализ своих ошибок, на тренировку и прочее. Любитель игр, каким был я несколько лет назад, - зачастую не особо уделяет время на тренировки, на анализ ошибок и на все то, что делает профессиональный игрок. Эти люди играют для души, так сказать. Профессионалы же играют еще и на награды.

- Как считаешь, нужно ли регулировать киберспорт различными правовыми нормами и законами?

- Он регулируется, это действительно важно. Думаю, еще стоит ввести один закон, который будет наказывать те команды, которые ради заработка денег, специально проигрывают игры. Ввести людей которые будут следить за тем, чтобы команда играла честно и не «набивала» коэффициент для букмейкерских контор.

(Разговор с профессиональным игроком Мишей)

Ракитина Татьяна

Электронные версии

el versii 2

 

Полезные ссылки

prok rt

rt uslugi

u dom

kui mvd