Дайте учителю заниматься своей работой!

Нина Алексеевна работает учителем русского языка и литературы более 25 лет, за это время система образования сильно изменилась, было внесено много корректировок и правил, что думает обычный казанский учитель о таких изменениях и правда ли, что в СССР учиться было лучше?

– В каких годах вы учились в школе?

– С 1981 по 1991, 10 лет школы. В каком-то из классов мы «перескочили», по-моему, из 9 сразу пошли в 11, а уже после нашего выпуска ввели полную 11-летнюю программу.

– Как вы вспоминаете школьные годы?

– У меня до сих пор ностальгия по моим школьным годам, я училась у педагогов старой закалки, они действительно были профессионалами в своей области, многие стали заслуженными учителями России. В то время было интереснее, лучше, до сих пор вспоминаю, как мы ездили на картошку, помогали ветеранам, не было такого, что мы отказывались это делать, потому что не обязаны, все делали и в удовольствие. Мы всего добивались своим трудом, без гаджетов, а знания, которые нам давали, до сих пор в моей голове, с нас действительно требовали, заставляли сдавать зачеты.

– В советское время были пионеры, октябрята и комсомольцы, вы были в каком-то из отрядов, что можете сказать об этом?

– Я была во всех отрядах, до сих пор помню, как меня принимали в пионеры: это был май, теплая погода, мы были не застегнуты, чтобы все видели красный галстук, это был не просто атрибут одежды, а наша гордость, о которой мы знали все. Мой класс был имени Зои Космодемьянской, каждую неделю нужно было доказывать поведением и отметками, что мы лучший правофланговый отряд. На стенгазете у каждого класса было показано качество обучения: черным цветом выделяли двойки, тройки зеленым, четверки синим, а пятерки красным. Также мы ходили к ветеранам поселка, их в то время было еще много. Несколько раз в неделю мы покупали им продукты, делали уборку дома. Однажды жена ветерана, она уже была лежачей, очень захотела блины, мы не умели их готовить, но так хотели её порадовать, что нашли рецепт, взяли варенье у родителей и приготовили блины. У нас никогда не было брезгливости, каких-то стеснений, никто нас не контролировал, ходим мы к ветеранам или нет, все было на честном слове.

– Советская система обучения – какая она?

– Я училась по этой системе и успела поработать в ней. Советская школа давала прочную базу знаний, в то время мы может и не имели того, что есть у нынешних детей, но зато была уверенность в завтрашнем дне. Сейчас ученики переживают поступят они или нет, даже на платное обучение, а раньше даже двоечник мог закончить одиннадцать классов и поступить в учебное заведение, потому что были общеобразовательные классы, а сейчас 10 и 11 делят на профили.

– В чем ее плюсы и минусы?

+ Единая программа для всех по каждому предмету
+ Единые учебники по всей стране
+ Правила были сформулированы понятно, теория была доступной
+ Не было ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
+ Контрольные работы были сформулированы не в виде тестов
+ Не было ГДЗ, ученики все писали сами, а если нужно было, то мы шли в библиотеку и читали критику
+ Дети учили правила, не было возможности списать, мы действительно учились
+ Ученики в СССР успевали выполнять больший объем, чем сейчас. Сегодня отличники за урок успевают сделать столько, сколько раньше за это же время делал троечник
+ Все предметы изучались в полном объеме без профильных классов
+ Существование школьных отрядов: октябрята, пионеры, комсомольцы

Минусов нет

– Нынешняя система, что можете сказать о ней?

– Учитель не столько дает знания по теме уроке, сколько мы тренируемся для ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Раньше я занималась только подготовкой к уроку, у меня было больше свободного времени, в которое проводились творческие вечера, посвященные поэтам, писателям и лингвистам, дополнительно занималась с учениками, которые отставали по программе. Сейчас же учитель занят отчетностью, созданием программ по конструктору и другими бумажными делами.

– Плюсы и минусы преподавания сейчас?

+ Существование конкурсов. Способных детей можно отправить на конкурсы, конференции, проекты, это хорошая возможность проявить себя и реализоваться

— ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
— У учеников есть возможность списать не только дома, но и в школе. Законы против гаджетов никак не помогут
— Структура урока по ФГОС оставляет меньше времени на необходимую для ученика практику
— Цифровые ресурсы. На каждом уроке нам необходимо какое-то время уделять презентациям, видео, работе с электронной доской, дети не всегда заинтересованы в этом, особенно если подача материала слишком долгая, то ученики уже не хотят слушать. Намного лучше отработать письменно, чтобы задействовать моторику и все виды памяти, многие родители на собраниях тоже выступают за эту идею.

– Расскажите о разнице между советской и нынешней системой образования?

– С сожалением и болью понимаю, как развалили советскую систему. Хочется, чтобы нынешняя система стала больше не про «натаскивания» для ВПР, а про то, что учителя самостоятельно решают, как проводить урок. Дайте учителю заниматься своей работой, посвящать все свое рабочее время именно ученикам и уроку!

– История моей знакомой: ее учительница отказывалась преподавать по современным учебникам, и сама приносила книги ученикам, по которым учились в СССР, почему она так делала, как думаете?

– Потому что в старых учебниках материал был доступнее, понятнее. Сейчас так делать нельзя, старые учебники сжигают через 5 лет после использования, а затем выдают новые, по которому учитель заново должен делать заметки для урока и составлять план. Сама я беру формулировку из советских учебников, так как там правила звучат намного проще, а главное понятнее.

– Как преподавали в СССР, правда ли то, что в школах было рукоприкладство: били линейкой по рукам, могли дать подзатыльник и тому подобное?

– Это, наверное, было, когда учились наши бабушки и дедушки, в мои школьные годы такого не было.

– Если бы вам предложили преподавать так, как это делали в советском союзе, вы бы согласились?

– Да, я так и делаю! Вся структура урока у меня построена так, как это было в советское время.

– Что нужно изменить сейчас, чтобы преподаватели, школьники и студенты ходили в учебное заведение с удовольствием?

– Уменьшить количество уроков и объем домашних заданий, дети, как и взрослые, очень переутомляются. Многим приходится проводить большое количество часов у компьютера, в результате это все влияет на здоровье. Изменить нужно и программу, она слишком усложнена, внести корректировки, например, в 11 классе на литературе представлен большой объем авторов и произведений, из-за этого нагрузка на учеников и преподавателей увеличивается.

– Чем объяснен такой интерес ко всему прошлому, почему люди хотят вернуться в СССР, а бабушки и дедушки говорят, что раньше было лучше, с точки зрения образования?

– Было больше доброго, человеческого общения между детьми, сейчас они практически не разговаривают друг с другом, сидят в телефонах. Еще мы свободнее как-то себя чувствовали, сейчас же нужно везде расписаться, заполнить документы, везде стоят камеры, тотальный контроль (вспоминает про ЕГЭ). Родители раньше были отзывчивее, это уже я как классный руководитель рассматриваю, большая разница между родителями моих первых выпусков и последних.

– У вас есть дочь, ей 7 лет, и она пошла во второй класс, вспоминая себя в ее возрасте, чем вы отличаетесь?

– У меня учитель был всегда прав, я ее воспитываю так же. Нам было легче, во втором классе она уже не хочет учиться, ей тяжело, сложная программа, не хочет идти в школу. По вечерам приходится ей все еще раз дома объяснять, хотя нам учителя все рассказывали так, что даже повторять не приходилось.

– Что бы вы посоветовали тем, кто сейчас учится?

– Огромного терпения детям и родителям.

– А тем, кто преподает?

– Не забывать, что перед тобой ученик, нужно найти к нему индивидуальный подход.

– Ваше отношение к ЕГЭ?

– Я против, потому что в той форме, в какой оно проводится на данный момент, это большой психологический стресс для ученика. Влияет и ожидание экзаменов, процесс поступления, раньше все экзамены были сданы в конце мая – начале июня, сейчас же они только получают аттестаты в июле.

– Появление интернета испортило образование?

– Есть и плюсы, и минусы. Можно быстрее найти материал, но с другой стороны ученики берут готовые ответы на задания.

– Сейчас, как и в СССР, выдают медали за отличную учебу, поступая в университет, она дает максимум 10 баллов, как раньше поощрялась золотая медаль?

– Все медалисты, которые были у меня, заслужили эти медали. Раньше они давали преимущество в поступлении, в институт могли принять без экзаменов.

– Вам нравится ваша профессия?

– Да, нравится, если действительно заниматься только уроком и учениками.

Захарова Анна

Электронные версии

el versii 2

 

Полезные ссылки

prok rt

rt uslugi

u dom

kui mvd