Метро Казани тонет? Почему в метро в Казани всегда вода у рельс?

Еще в сентябре этого года казанцы, регулярно пользующиеся метро, обнаружили огромные лужи  между рельсами. И у них возникли такие вопросы, как: 

– Почему здесь вода, причем уже не первый раз?

– Неужели вода не успевает высохнуть за весь день, что этому мешает? Все дело в содержании влаги в воздухе или в чем-то ином?

– Как вода может повлиять на работу поезда: жизнь пассажиров под угрозой?

– Неужели работников МУП «Метроэлектротранс» не заботит данный вопрос?

Для выяснения ответов на данные вопросы мы решили провести аналитическое расследование.

Я отправилась на самую загруженную и популярную по ежедневной проходимости станцию метро «Площадь Тукая». Даже в сухую погоду там замечены подтеки. Следовательно, вариант с влиянием погодных условий уходит на второй план: главная суть не в этом. Интересен тот факт, что многие казанские пассажиры метро ежедневно переживают за свою безопасность и безопасность транспорта в целом.

sabina 2

sabina 3

sabina 4

sabina 5

sabina 1

По результатам можно заметить, что около 85% опрошенных обращали внимание на воду в метро и 75% не раз задавались вопросом, почему здесь вода. 73 % опрошенных ответили, что вода доставила неудобства в психологическом (боязнь за работу транспорта) и физическом (неприятный запах) плане. Анализируя более развернутые ответы, можно определить, что чаще всего пассажиры боятся за свою жизнь, работу поездов и испытывают дискомфорт в метро.

Таким образом, вода в лотке между рельсами в метро создает негативное впечатление у многих казанцев. Для того чтобы дать ответы на волнующие всех вопросы о безопасности транспорта и жизни, мы обратились к Д.А.Гарифзянову, заместителю начальника отдела транспортной безопасности МУП «Метроэлектротранс».

– Какие условия необходимы для безопасной работы метро?

– Первое и главное условие для безопасной работы метрополитена – это строгое соблюдение Правил технической эксплуатации метрополитена, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.12.2020 № 1175. В целях недопущения нарушений со стороны эксплуатирующих метрополитен организаций в соответствии с 11 статьей Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом. Второе не менее важное условие – это то, чтобы пассажир соблюдал Правила пользования метрополитеном, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.11.2020. Соблюдение указанных правил позволяет функционировать метрополитену в штатном режиме, без сбоев в графике.

– Что может выйти из строя и поставить пассажиров под угрозу?

Если кратко – только сам пассажир, если не будет соблюдать пункты Правил пользования метрополитеном, которые непосредственно связаны с его безопасностью.

На каждой платформе есть ограничительная линия у края платформы, заходить за которую просто запрещено. Но, кроме того, есть визуальная вторая линяя безопасности, сформированная из узора напольной плитки, а где-то и тактильной плитки для людей с ограниченными возможностями. Находясь за второй линией, пассажир, даже если потеряет сознание, гарантированно не окажется на рельсах.

В Казанском метрополитене не могут произойти катастрофы или столкновения, как в Московском метрополитене, из-за большой разницы в путевом развитии, скорости движения, интервалов движения. Существующие системы безопасности вполне способны остановить поезд и без машиниста. Стрелочные переводы находятся на станциях, что исключает трагедий при сходе подвижного состава на небольшой скорости. Подземных рек или плывунов, как в Санкт-Петербурге, на линии Казанского метрополитена тоже нет.

Каждую ночь, без исключения, после снятия напряжения в тоннелях-перегонах включается свет, и обходчики пути проходят по своим закрепленным участкам в тоннелях, осматривая состояние элементов верхнего строения пути, состояние тюбингов тоннельный обделки и других элементов, влияющих на безопасную эксплуатацию метрополитена. По результатам осмотра монтеры пути устраняют неисправности, а также проводят плановое обслуживание устройств верхнего строения пути, тоннельной обделки. В электродепо в это время полным ходом идет осмотр и обслуживание подвижного состава.

Таким образом, ночью, после снятия напряжения с контактного рельса, большое количество служб и хозяйств метрополитена обеспечивают безопасное функционирование метро, а с наступлением утра в активную фазу работы включаются служба движения и машинисты электропоездов.

– Почему в лотке между рельсами на станциях вода? Чем это вызвано?

– Внимательные пассажиры заметили, что в последнее время в лотках безопасности на станциях метрополитена собирается вода. Однако никто не спрашивает, почему на станциях метро становится светлее. На первый взгляд, несвязанные между собой события имеют друг к другу прямое отношение. Жители города Казани и его гости всегда жаловались на полумрак станций метро. Генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» г. Казани Айдар Камилевич Абдулхаков решил изменить ситуацию. Образец освещённости пассажиры уже видят на станции «Авиастроительная». Но при хорошей освещенности видны и все недостатки, а в метро это металлическая пыль. И единственный способ борьбы с этой пылью – это промывка тоннелей и станции водой. Если раньше промывочный поезд выходил не чаще одного раза в квартал, то сейчас практически ежедневно по графику осуществляется промывка тоннелей и станций.Так как станционные пути располагаются на горизонтальной площадке, а лотки безопасности – между рельсами, они же и водоотводящие, имеют минимальный клон, то в них после хорошей влажной уборки скапливается вода.

– Может ли вода поставить под угрозу безопасность пассажиров и работу транспорта?

– Грунтовые воды сопровождают работу любого метрополитена и Казанский метрополитен не исключение. На всех станциях метро есть водосборники и откачивающие насосные агрегаты, включающиеся автоматически в зависимости от уровня воды, откачивая воду в городскую систему канализации. Если уровень воды не превышает рельсовую колею, то угрозы затопления не существует. Собирающаяся в лотках станции вода после влажной уборки для пассажиров также угрозу не представляет и на работу метрополитена никаким образом повлиять не может.

– Пытаются ли как-то убрать эту воду с лотков между рельсами? Может, планируется ремонт или перепланировка?

– С учетом ответов на предыдущие вопросы, на этот вопрос лучше всего ответить вопросом: а зачем? Что же касается закачки специальных герметизирующих составов в местах протечек грунтовых вод или косметического ремонта, то это происходит ежедневно в плановом порядке. Просто не стоит забывать, что в тоннелях работу можно вести только ночью, после снятия напряжения с контактного рельса, а это не более 4 часов в сутки.

Сотрудники МУП «Метроэлектротранс» во всех городах, согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. N 468 "Об утверждении Типовых правил технической эксплуатации метрополитена" обеспечивают движение подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по эксплуатации метрополитена. Ремонт, защита и ежедневная проверка входит в их обязанности, которые соблюдаются ежедневно.

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: вода в лотке между рельсами является остаточной от ночной влажной чистки путей поезда. Необходимо учитывать, что вследствие использования рельсов ежедневно в течение 18 часов ( с 6:00 до 00:00) на рельсах собирается металлическая пыль, которая уже по-настоящему может сильно повлиять на доброкачественную работу транспорта и на здоровье пассажиров соответственно. Так что чего и стоит опасаться – так это, наоборот, отсутствие «следов» уборки. В Казанском метрополитене есть все необходимое оборудование для откачки грунтовых вод, следы которых можно наблюдать и на стенах (в виде протечек сверху). Полностью сухих тоннелей ожидать, естественно, невозможно, особенно если брать расстояние от «Кремлевской» до «Козьей слободы» – путь пролегает прямо под рекой Казанка, где скопление воды логически максимальное.

Самым важным является тот факт, что небольшое количество воды и общее состояние влажности и соответствующий запах в метро не представляет никакой масштабной опасности для пассажиров.

Сабина Султанова

Электронные версии

el versii 2

 

Полезные ссылки

prok rt

rt uslugi

u dom

kui mvd