Когда человек на своем месте
К 85-летию образования Госавтоинспекции в структуре органов внутренних дел
В образовательном активе Рафаэля Мирзахасановича Туктарова дипломы Чистопольского техникума механизации сельского хозяйства, училища войск МВД, высшей партийной школы, финансово-экономического института, опыт работы в хозяйственных и партийных органах.
Время его руководства Госавтоинспекцией республики с 1975 по 1985 год отмечено техническим и кадровым укреплением службы, строительством первых крупных административных и хозяйственных объектов, заметным повышением эффективности работы основных подразделений ГАИ.
Одной из первых в системе МВД СССР Госавтоинспекция ТАССР создала специализированное монтажно-эксплуатационное управление. Практически всю подготовительную работу в этом деле выполнил Борис Румянцев. Бывший фронтовик, ответственный и добросовестный человек, сформировавший команду, с которой совершил настоящий прорыв в обустройстве улиц городов и дорог Татарстана – обновили и расширили светофорное хозяйство, заменили дорожные знаки, освоили новые материалы и технологии дорожной разметки. Установленные тогда, в конце 70-х, командой Румянцева светофоры безотказно отработали не один десяток лет. А своевременность нанесения и качество дорожной разметки, которые были при Румянцеве непременным требованием, до сих пор не всем удается обеспечить.
Еще одна проблема, которую пришлось решать в те годы - несовершенство процедур приема квалификационных экзаменов. Проверка знаний выполнялась либо устно, либо с помощью примитивных бумажных шаблонов. В республике решили внедрить новейшую тогда автоматизированную систему приема экзаменов. Начальник Госавтоинспекции сам ездил на оборонный завод в Киров, производивший оборудование, договаривался о внеочередных поставках. За три года во всех крупных регистрационно-экзаменационных подразделениях была установлена система «Вятка». А в Казани новую систему ставили еще и в новое помещение – при активной поддержке тогдашнего министра МВД ТАССР Салиха Япеева удалось заполучить целый этаж в строившемся здании районного ОВД.
Следующим важным вопросом, который удалось решить, было развертывание дорожно-патрульной службы. Были утверждены штаты подразделений, приобретено необходимое техническое оснащение.
По примеру Москвы и Ленинграда в Казани был сформирован вертолетный взвод. Обошлось это не дешево, но эффект от работы воздушного патруля превзошел все ожидания. Отныне звук мотора любого пролетавшего над дорогой самолета или вертолета укрощал лихачей не хуже сотни инспекторов с жезлами.
Благодаря развертыванию сил ДПС впервые удалось взять под непрерывный контроль практически все основные автомагистрали республики.
За следующие с момента начала преобразования ГАИ МВД ТАССР восемь лет количество погибших на дорогах Татарии сократилось на 100 человек. Цифра запомнилась очень хорошо и надолго потому, что начальник ГАИ республики взял под личный контроль статистику ДТП и дорожного травматизма, которую вели на местах отделения ГАИ, исполкомы, больницы и травмпункты – «оптимизировать» контрольные показатели стало практически невозможно.
Пришлось Госавтоинспекции поработать и с архитекторами, и дорожными строителями. В Казани начала 80-х катастрофически не хватало магистральных и распределительных улиц. Строился первый большой жилой микрорайон «Горки», а единственная улица, идущая из производственной и административной частей города – Гвардейская, упиралась в стоящие поперек кирпичные жилые дома. Не было выхода и на дороги, охватывающие город по периметру. Не было и развязки на выходе из города в сторону Камского автогиганта и нефтедобывающих районов республики.
ГАИ МВД ТАССР удалось настоять на решении и этих сложнейших проблем. Обеспечили «Горки» улицами. «Пробили» строительство двухуровневой, современной и безопасной развязки, а заодно продвинули и строительство третьей транспортной дамбы. Всего в то время – конец 70-х – середина 80-х – были построены три железнодорожные и пять автомобильных развязок.
И еще. Вступив в должность начальника, Р.М. Туктаров перед всеми сотрудниками аппарата поставил задачу – учиться. Ведь к 1975 году только трое из 35 руководителей ГАИ МВД ТАССР имели высшее образование!
Начал приглашать на работу выпускников КИСИ, автомобильного факультета КАИ, мехмата КГУ.
Рафаэль Мирзахасанович вспоминает, как критиковал его министр МВД республики Николай Демидов: «Ты прекрати мне милицию дискредитировать! Взял, понимаешь, моду наставлять своих орлов: забудьте милицейские замашки». Действительно было такое. Воспитывая своих сотрудников, начальник ГАИ имел в виду, что общаться им предстоит не с преступниками, а с нормальными людьми. Для подавляющего большинства граждан именно сотрудник Госавтоинспекции олицетворяет закон, надежную защиту и всю правоохранительную систему.
Структуру отдела ГАИ МВД ТАССР составляли в те годы два отделения и три группы, руководство которыми осуществляли самые опытные люди, прошедшие суровую боевую и трудовую школу – основоположники современной службы.
В составе регистрационно-экзаменационных подразделений работали Адип Муфахаров, Борис Шабельский, Юрий Новиков, Габбас Галлямов, Виктор Антонов, Хамдия Гильмуллина, Виктор Paзумнов.
Отделение организации движения и дорожного надзора возглавлял Мансур Заляев. Под его руководством работали Виктор Ильин, Валерий Афанасьев, Валерия Калганова, Александр Виссарионов, Валерий Савкин, Станислав Колин, Масгут Гайфуллин, Александр Воробьев.
В группе пропаганды вместе с ее руководителем Михаилом Долгополовым – политруком Великой Отечественной, работали Татьяна Матросова, Рания Клевакина, Вера Фаляхова, Наиля Вильданова.
Административно-профилактической группой командовал самый авторитетный автоинспектор республики Борис Хрусталев. Под его началом трудились Владимир Бусов, Наиль Сафиуллин, Ринат Фархуллин. Немногочисленный коллектив выполнял огромный объем работы, фактически совмещая функции трех подразделений: административной практики, штаба и дорожно-патрульной службы.
Группу технического надзора возглавлял Александр Терентьев. Под его началом работали Юрий Новиков, Александр Быков.
На рубеже 80-х возросла роль общественных инспекторов безопасности движения. При автотранспортных хозяйствах формировались группы из наиболее дисциплинированных шоферов, которые в свободное время помогали районным автоинспекторам поддерживать порядок на дорогах.
Самым результативным был отряд автоинспекции Боевой комсомольской дружины Набережных Челнов. Его бойцы дежурили после работы на улицах города и пригородных автодорогах, куда выезжали на прикрепленной машине ГАЗ-53, оборудованной будкой, рацией, синим маячком и громкоговорителями! Днем это был грузовик, выполняющий обычные хозяйственные функции, а вечерами становился грозой нарушителей ПДД. Это был уникальный, незаслуженно забытый сегодня опыт действенного вовлечения активной общественности в обеспечение порядка и безопасности на дорогах.
В августе 2021 года ветеранской организации МВД по Республике Татарстан исполнится 30 лет. Одновременно с ней, по инициативе Р.М.Туктарова была сформирована и группа ветеранов Госавтоинспекции. Рафаэль Мирзахасанович и в этом начинании оказался на высоте. Наметил стратегические задачи и текущие функции для вышедших на пенсию, но не утративших рабочий настрой коллег. Из наиболее активных ветеранов был образован Совет, разработан Устав. С декабря 2005 года Татарстанское региональное объединение – ТРО ветеранов ГИБДД (ныне РРО БДД) заработало в полную силу. Председателем Совета единогласно был избран Р.М.Туктаров. На его счету, помимо традиционных для подобных объединений направлений, – организация проката детских удерживающих устройств, регулярные профессиональные конкурсы на звание «Лучший патрульный экипаж ДПС», учреждение знака «Почетный Ветеран», учреждение ООО «Ветераны ГАИ» – для технического обеспечения автоматизированного контроля участников дорожного движения на всех дорогах республики. Верный своим принципам и многолетнему успешному опыту вовлечения единомышленников в решение масштабных задач своими силами, Р.М.Туктаров сумел выстроить финансовую основу работы ветеранов. На заработанные средства был сформирован прокатный фонд детских удерживающих устройств – более 500 кресел и люлек для новорожденных. Приобретен и оборудован патрульный автомобиль лучшего экипажа ДПС, ежеквартально самым результативным инспекторам вручаются вымпелы и денежные премии. Сегодня ветеранов, собранных и сплоченных Рафаэлем Мирзахасановичем, а это без малого шесть сотен человек, в Управлении ГИБДД МВД по Республике Татарстан уважительно именуют действующим резервом службы.
В наши дни, в условиях набирающей силу глобальной цифровой трансформации экономического и жизненного уклада России, можно без всякого преувеличения утверждать, что три ключевых плацдарма повышения безопасности дорожного движения и развития службы Госавтоинспекции – хорошие дороги, крепкая материальная база и профессиональные кадры – были созданы нашим старшим поколением, закаленным войной и неустанным трудом на благо общества и государства.
Служебная биография Рафаэля Мирзахановича Туктарова – это поистине хрестоматийный образец полноценной реализации потенциала руководителя государственной службы, который вопреки старинной русской поговорке доказал, что и «Один в поле воин».
Рауль Тинчурин,
кандидат технических наук, консультант по внешним связям и историко-архивной работе Татарстанского республиканского объединения ветеранов БДД, член Международной ассоциации журналистов, заслуженный работник печати и массовых коммуникаций Республики Татарстан